Проект центр абилитации для детей инвалидов

 

Детский абилитационный центр. (Из пояснительной записки к дипломному проекту студентки ТОГУ, кафедры «Дизайн», Батюк Марьяны Игоревны. 2010г.)
 
Архитектурно – дизайнерское проектирование.
1. Актуальность.
1.1. Состояние проблемы.
Проблема рождаемости детей с отклонениями в умственном развитии остро встает в наши дни. 
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.
Причиной может быть раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или влиянием окружающей среды – экологическим фактором.
У умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп, также узость восприятия. У умственно отсталых детей более выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.
Нахождение ребенка с отклонениями в развитии в специальной группе имеет для него положительное значение, обусловленное его пребыванием в коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними, что важно для социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни и обучению.
 
 
 
  
 
1.2. Аутизм. Характеристика
Аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства. При аутизме имеют место такие симптомы как недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Социальное развитие
Социальные нарушения становятся заметными в раннем детстве. Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе, ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится.
Детям - аутистам  сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества у них связано с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей.
Терапия и обучение
Основные цели терапии — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.
Терапия, как правило, подбирается индивидуально. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков, и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.
 
  
 
Среда ребёнка – Аутиста.
Личный «укромный» уголок, с приглушённым освещением, в спокойных тонах, с учетом личностных характеристик
какое- то личное пространство (тумбочка, личные вещи, игрушки и т.д.)
У каждого ребёнка должен быть свой столик и стул, которые будут иметь индивидуальные опознавательные элементы или характеристики с учётом личностных особенностей ребёнка (свой любимый цветок на столе, своя игрушка, голубая тарелочка, полосатый стул и т.д.)
Постоянство для детей – аутистов является гарантом безопасности, поэтому его важно соблюдать во всём: в интерьере общего и интимного пространства, окружающих объектах, в личных вещах и игрушках ребёнка, во вкусовых предпочтениях.
Ребёнку аутисту свойственно ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время (соблюдение режима, систематичность и порядок действий).
 
1.3 Синдром Дауна      
Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Прежде всего это "ранняя педагогическая помощь" этим детям от рождения до 4 – 5 лет (и их родителям) и упомянутое выше "интегрированное образование" – воспитание и обучение этих детей в районных детских садах и школах в среде нормально развивающихся сверстников. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах – то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома. Многие из них посещают обычные школы, где учатся читать и писать. Большинство взрослых с синдромом Дауна имеют работу, находят друзей и партнеров, могут вести полноценную и достаточно независимую жизнь среди обычных людей. Наша страна – пока в начале этого пути.
 
Ребёнку с синдромом Дауна необходимо:
1. Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограниченны. Иметь настоящих друзей среди тех и других. Для этого необходимо получить помощь специалистов и родителей в раннем возрасте в развитии навыков общения и интеграции в общество.
2. Уметь работать среди обычных людей. Так же зависит от развития элементарных навыков в раннем детстве, а затем и навыков самообслуживания. В результате уже взрослый человек сможет выполнять несложную работу.
3. Быть желанным посетителем тех мест, куда часто приходят другие члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно. Для этого с самого раннего детства ребенок должен чувствовать заботу и любовь со стороны родителей и близких, а так же от специалистов и других людей, которые принимают участие в развитии детей.
4. Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным возможностям. Для этого государство должно принимать активное участие в развитии и обучении детей с синдромом Дауна и предоставлять рабочие места.
5. Быть счастливым. А этот аспект будет осуществлен, в случае осуществления перечисленных выше пунктов.
Для того, чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми, ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире.
 
Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Прежде всего - это "ранняя педагогическая помощь" этим детям от рождения до 4 – 5 лет (и их родителям).
Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у "обычных" детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть, как кататься на роликах, велосипеде.
 
 
2. Предложение.    
Решение внутреннего пространства и предметного наполнения интерьера с учётом психо - эмоциональных особенностей детей с нарушением интеллекта (синдромом Дауна и аутизмом).
С помощью архитектурно – дизайнерских средств (форма, цвет, свет, фактура) необходимо решить задачу проектирования комфортной среды для умственно- отсталых детей.
 
2.1. Необходимость создания подобного центра в Хабаровске.
В Хабаровске для детей с нарушениями в умственном развитии существуют отделения ранней помощи при учреждениях здравоохранения (в гор. больнице №9, в перинатальном центре, в северном округе при детской поликлинике №3).
Проектное предложение разработано на основе существующего отделения ранней помощи при детской поликлинике №3, основанного в 2006 году.
Умственные нарушения у детей выявляются с помощью скринингового обследования, выявляющего уровень развития ребёнка и его функциональные возможности – зрение, слух, двигательная активность. Затем фиксируются нарушения, если таковые имеются.   Также проводится анкетирование родителей (в виде тестирования, содержащего 100 вопросов).
По северному округу поликлиника регистрирует порядка 800-1000 новорождённых в год, 200 из которых нуждаются в особом внимании и помощи квалифицированных специалистов.
Такие цифры указывают на то, что нужно всерьёз задуматься о будущем поколении нашей страны. Необходимо приложить все возможные усилия на сокращение таких цифр. Не смотря на то, что в Хабаровске существуют отделения и центры, где могут предоставить такую помощь, родители, мало – мальски имеющие возможность выехать за границу, ищут помощь за рубежом.
Это происходит из-за отсутствия оборудования, либо специалистов, или же из-за недоступности услуг на территории домашнего региона.
 
Основной целью проекта является создание центра для детей с отклонениями в умственном развитии с синдромом Дауна и детей с РДА (ранний детский аутизм).
Эти две категории рассматриваются как абсолютно противоположные по психическим проявлениям и физиологическим симптомам, и одной общей проблемой – умственная отсталость.
Психическая характеристика абсолютно противоположная: дети с синдромом Дауна социальны, любят внимание, музыкальны, проявляют большой интерес к окружающему миру. Дети с РДА, как правило, замкнуты, им сложно заводить новые знакомства, им с трудом дается общение со сверстниками. Их характкризуют: ограниченность интересов, избирательность в еде, повторяющийся репертуар действий.
В физических патологиях есть сходства: задержка умственного и речевого развития, нарушение развития мозга, нарушение пищевого поведения.
Есть и такие положительные качества детей с отклонениями двух категорий, за счёт которых и происходит обучение в раннем возрасте - способность к сенсорному восприятию и способность к наглядному обучению. При повышенном внимании к детям, и надлежащем подходе к обучению и терапии существуют перспективы развития личности (обретение навыков самообслуживания, социальное взаимодействие и общение, самостоятельная жизнь).
 
2. 2. Анализ существующей ситуации отделения ранней помощи.
Отделение ранней помощи при детской поликлинике №3, на основе которого разработано проектное предложение, находится по улице Зои Космодемьянской, 32, располагается в жилом доме и занимает часть площади первого этажа жилого дома.
Площадь, выделенная под отделение составляет 164,9м2.
Проектом предлагается расширение площади абилитационного центра. С этой целью производится перепланировка. Благодаря этому возникает возможность добавления ранее не существовавших, но необходимых кабинетов.
Перепланировкой предлагается перенос бухгалтерии, и её размещение за счёт площади стационара, а площадь бухгалтерии переходит в пользование центра абилитации.
Таким образом, площадь центра расширяется до 242,94 м2 .
адрес статьи -        http://dcp-help.ru/
авторские права защищены, копирование запрещено,